маркировка
Маркировка товара создается для прозрачности всей сферы торговли. Реформа будет проходить в несколько этапов:
Перечень товаров подлежащих маркировке
|
Экспериментальная маркировка
|
Обязательная маркировка
|
Изделия из меха
|
—
|
с 12 авг 2016 года
|
Алкоголь
|
—
|
с 1 янв 2016 года
|
Лекарства
|
с 2017 г.
|
неизвестно
|
Ювелирные украшения
|
1 июн — 1 нояб 2018 г.
|
неизвестно
|
Табачная продукция
|
1 янв — 31 дек 2018 г.
|
с 1 март 2019 года
|
Обувь
|
1 июн — 31 дек 2018 г.
|
с 1 июл 2019 года
|
Духи и туалетная вода
|
—
|
с 1 дек 2019 года
|
Шины, покрышки
|
—
|
с 1 дек 2019 года
|
Одежда из кожи
|
—
|
с 1 дек 2019 года
|
Женские блузки, блузы и блузоны
|
—
|
с 1 дек 2019 года
|
Верхняя одежда
|
—
|
с 1 дек 2019 года
|
Белье постельное, столовое, туалетное
|
—
|
с 1 дек 2019 года
|
Фотокамеры, фотовспышки
|
—
|
с 1 дек 2019 года
|
Предполагается, что через 6 лет система охватит все отрасли промышленности.
Процедура маркировки
Оператором единой системы маркировки назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Национальная система цифровой маркировки получила название – «Честный знак».
Роль ЦРПТ в маркировке – создание кодов, контроль их применения, передвижений и вывода из оборота.
ЦРПТ создает необходимые коды и передает их производителю.
В результате процедуры маркировки на каждую единицу товара наносится уникальный код, для упрощения учета предусмотрены коды на партии товаров: коробка, палета.
Для российских производителей ввод товара в оборот происходит после подачи сведений в Информационную систему маркировки до начала его продаж.
Для импортеров ввод товаров в оборот происходит после подачи сведений в Информационную систему маркировки до проведения таможенных процедур. После прохождения таможенных процедур и получения разрешения на ввоз маркированных товаров на территорию Российской Федерации, товар считается введенным в оборот.
На фактический таможенный контроль товар должен быть доставлен с кодами маркировки. Товар за пределами РФ может быть маркирован как на производстве, так и на любой точке сортировки и упаковки товара, заказ кодов маркировки осуществляется через Центры этикетирования и маркировки.
После ввода товара в оборот информация о маркировке вносится в накладные и универсальные передаточные документы.
Вся информация о товаре теперь будет содержаться в DATA MATRIX коде:
Цифровые коды не повторяются в течение 5 лет с момента выпуска товара.Возврат маркированного товара покупателем продавцу также отражается в информационной системе. Для повторной продажи возвращенного товара для него создается новый код маркировки.
Что изменится?
Во-первых, для работы с поставщиками придется использовать электронный документооборот
(ЭДО). Даже если вам удобнее работать с бумажными документами. Вся информация о движении товаров с маркировкой будет передаваться строго в электронном виде.
Первые сложности возникают уже здесь. При приемке товара вы получите электронный УПД, а что делать дальше? Нужно подписать документ и отправить его поставщику — тоже через ЭДО. А это значит, что придется дать доступ в систему ЭДО и предоставить цифровую подпись тому сотруднику, который будет принимать товар. Если по какой-то причине это невозможно, то руководителю остается только поручить сотрудникам принимать товар по старинке — подписывая бумажные накладные. А уже потом, на основании этих накладных, самостоятельно подтверждать поставщикам электронные УПД. Лучше всего заранее подумать, как именно вы будете работать, и согласовать это с контрагентами.
Во-вторых, изменится сам процесс приемки. Принимая партию товара, вы должны будете сканировать коды маркировки и сверять их с теми, которые указаны в УПД. Сколько штрихкодов придется отсканировать — зависит от упаковки, в которой пришел товар. Маркировка наносится как на каждую единицу товара — например, пачку сигарет, — так и на упаковки: паллеты, короба и другие.
В процессе продажи
тоже будут изменения. Вам понадобится сканировать коды маркировки и работать с ними в учетной программе. Будут использоваться онлайн-кассы и электронные чеки: при продаже касса именно через чек сообщит о том, что маркированный товар выбыл из оборота.
1. Купить, подключить и зарегистрировать онлайн-кассу.
Большинство предпринимателей уже обязаны их использовать, а для остальных срок наступает 1 июля 2019 г. Именно онлайн-касса будет сообщать о продаже маркированного товара. Но не напрямую, а через электронный чек: касса отправит его в ОФД, а уже он, в свою очередь, сообщит в ЦРПТ о выбытии товара из оборота.
2. Получить электронную цифровую подпись.
Она понадобится, чтобы работать в системе электронного документооборота (ЭДО): подписывать УПД от поставщиков. Цифровая подпись выпущенная регистрации кассового аппарата для этих целей тоже подойдет.
3. Подключиться к ЭДО.
Документооборот по маркированным товарам ведется строго в электронном виде. Именно через ЭДО вы будете принимать и отправлять УПД.
4. Подключить сканер 2D-штрихкодов.
Единственное требование к сканеру — он должен поддерживать считывание двухмерных штрихкодов. Этого достаточно, чтобы сканировать DataMatrix-коды маркировки при приеме и продаже товаров. Если вы сейчас открываете торговую точку, не покупайте 1D-сканер — скоро его придется выбросить.
Продавцам сигарет мы рекомендуем проверить сканер перед покупкой непосредственно на товаре (пачке). Дело в том, что пачка оборачивается в целлофан и отблеск мешает считыванию штрих кода.
5. Обеспечить работу с кодами маркировки в вашей учетной системе и кассовой программе.
Кассовая программа будет регистрировать продажи промаркированных товаров, а учетная система — хранить информацию о них. Именно от последней зависит, насколько удобно вам будет работать. В лучшем случае программа учета станет связующим звеном в новых процессах.
|